Любви все нации покорны! В Евросоюзе (27 стран, чуть не полмиллиарда людей) каждый год играют 2,2 миллиона свадеб, из них чуть не 350 тысяч – интернациональные браки, заключенные между людьми разных национальностей, вероисповеданий, рас. Примечательно, что каждый второй подобный брак распадается. Может быть, это на Западе семейное счастье «с акцентом» невозможно? Да нет! Вот и в Китае итоги он-лайнового обследования показали, что 70% пользователей Интернета мечтают найти спутника жизни из другой страны. Тот же опрос показывает чрезвычайно высокий процент разводов при таких браках. Да и в России каждый десятый брак заключается между людьми разных национальностей. Четверть общего количества таких браков (60 тысяч в год) заключается между жителями бывших республик СССР (так называемое «ближнее зарубежье»): между русскими, украинцами, белорусами, евреями, татарами и др., т.е. между людьми, веками жившими в едином культурном пространстве. Точная статистика здесь неизвестна, но есть мнение, что число разводов не превышает средней норм – браки между «своими» – всегда прочнее, эта мысль лежит на поверхности, не нуждаясь в доказательстве.
Для нас же интересно, что подавляющее большинство (три четверти!) смешанных браков русских – с иностранцами из «дальнего зарубежья», т.е. между людьми разных культур. Брачные отношения россиян с Западом (в отличие от политических или экономических) уже много лет остаются стабильными, и количество брачных контор в крупных городах России растет как на дрожжах. При этом возникает очень много вопросов. У всех на слуху леденящие кровь истории о скандальных разводах, похищениях детей, побоях, разочарованиях, трагедиях, часто завершающих подобные браки. Причем в случае краха бракоразводные процессы для «пришельца» на 100% проигрываются, и дети остаются в той стране, где они родились. И обязательно: если вы украли ребенка – это, конечно, наглый киднаппинг, а если это сделал муж-иностранец, то, разумеется, это – «восстановление справедливости». И совсем необязательно, что разведенная жена останется обеспеченной до конца своих дней. Ей обычно выплачивают компенсацию, но такую скромную, что она не сможет жить на нее достойно и обязательно будет вынуждена искать работу в чужой стране.
Чтобы описать все ставшие известными страдания и разочарования, выпадавшие на долю партнеров в интернациональном браке, нужна, наверное, целая книга. Приведем только скупые цифры: социологические исследования среди русских жен в Германии показали, что из 100% только одна (!) из них назвала свой брак относительно нормальным, 10% – с трудом терпимым, а 89% – невыносимым. Прямо как в нашей поговорке: «Бабы маются, девки замуж собираются». В чем же дело?
Известно немало случаев, когда молодые мужчины из развивающихся стран (Сирии, Турции, Египта, Вьетнама, Китая и др.), приезжая в Россию с торговыми целями, женятся на женщинах, порой даже старше себя. Не нужно быть большим психологом, чтобы понять, чего люди ищут в таких браках: вид на жительство и, следовательно, дополнительные возможности для своего бизнеса. Однако подобные случаи скорее исключение, и здесь многое ясно и логично. В конце концов, вступая в брак с представителем такой религии, как ислам, можно предвидеть, чем это может кончиться: обязательное обращение в новую религию, полный контроль со стороны мужа и его родственников, примирение с особенностями семейной жизни на Востоке… Нас же будут интересовать «нормальные» браки, когда русские женщины (реже – мужчины) пытаются найти свое счастье в развитых цивилизованных странах с высоким уровнем жизни, устойчивыми демократическими традициями и справедливым законодательством, короче говоря – в Западной Европе или в Северной Америке, в Австралии, наконец.
Оставим также в стороне и случаи «брака по расчету», когда одна из сторон хладнокровно ищет по Интернету скатерть-самобранку, а в итоге принуждается к самообороне. Расчет на принцип «стерпится-слюбится» работает плохо, редко кто способен переломить себя, перечеркнув без остатка всю прошлую жизнь. За все приходится платить, а за корысть – в двойном размере. И совсем необязательно жертвой будет несчастный иностранец, очарованный коварной русской красоткой, которая его использует как шанс прорваться к сытой жизни. Слишком много известно и обратных случаев, когда русских жен ищут так называемые лузеры, т.е. те, кто у себя на родине остался на скамейке запасных и отягощен множеством материальных и физических проблем, самые безобидные из которых – малый рост или чрезмерная полнота. Не обращая внимания на недостатки жениха, русские женщины летят за птицей чужеземного счастья по старинной русской пословице: «К милому дружку – семь верст не околица!» А в итоге попадают под финансовый и психологический контроль, в полную зависимость от мужа (это его территория! он здесь диктует!); прибавьте минимальные возможности найти работу по профессии, незнание языка и законов страны – и, следовательно, бесправие; отсутствие родственников и друзей – и, значит, одиночество и т.д. Оставим в стороне эти «браки по расчету». Здесь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять подоплеку таких браков. Здесь тоже все ясно, и можно только повторить слова из известного анекдота про ад: «Не надо путать туризм с эмиграцией!», в смысле – не стоит выходить за границы здравого разума, строя себе благополучную жизнь на расчете и использовании ближнего своего.
Попробуем обратить взор только на «нормальные» интернациональные браки по обоюдному согласию, без материального расчета. Чаще всего основа таких браков – искренняя влюбленность, романтическое увлечение, взаимное доверие. Однако наблюдения показывают, что и в этих браках слишком часто после свадьбы начинается проза жизни и, как правило, большие проблемы. И здесь общая картина не внушает оптимизма… Отчего же так?
«Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает!» Обратим внимание на такую особенность: по статистике, русские женщины выходят замуж в два раза чаще, чем русские мужчины женятся на иностранках. Почему?
Во-первых, русские мужчины, воспитанные в иных семейных традициях, с трудом переносят резкие переломы в жизни, когда нужно уехать в чужую страну, ломать устоявшуюся жизнь и там начинать ее заново. Причем заведомо известно, что в той новой жизни им придется отказаться от привычной социальной роли, т.е. доминировать, быть главой семейства, оставив жене роль «хранительницы семейного очага». В конце концов для очень многих мужское достоинство, понимаемое по-русски, – совсем не пустой звук. Во-вторых, мужчины вообще по природе более консервативны, труднее приспосабливаются к новым условиях жизни, труднее адаптируются в новой стране – со всеми вытекающими отсюда последствиями. У них обычно более высокая самооценка, чем у женщин, в перспективе им особенно трудно отказаться от роли «первой скрипки», как это было веками заведено у них на родине. В-третьих, не секрет, что среди русских мужчин слишком много тех, кто подвержен недугу алкоголизма, что значительно снижает их шансы на семейную идиллию.
Что же касается русских женщин, то, как показывает статистика, они пользуются на международном «брачном рынке» высоким спросом. Ведь не случайно же в Австрии, к примеру, бытует поговорка: «Машина должна быть японской, а жена – русской». В чем корни такого успеха и популярности?
Во-первых, важный фактор – европейская внешность. Раньше взоры «западных» мужчин нередко обращались на Восток – Индокитай, Филиппины, Таиланд и другие экзотические страны. Многие, желая иметь красивую и покорную жену, привозили оттуда узкоглазых куколок, рожали от них детей. А теперь общество в Западной Европе бьет тревогу, опасаясь, что белое население во многих странах скоро будет ассимилировано цветными. И когда рухнул «железный занавес», то взоры мужчин обратились к России. Это отразил в своей книге «To Russia For Love» Франк Коллеман. Он много раз бывал в России, пока не нашел себе замечательную жену и не увез ее в родную Оклахому. Он объяснил все просто: «Я очень хотел, чтобы мой ребенок был похож на моего ребенка!» Добавим к тому, что в России много изумительно красивых женщин, причем их красота своеобразна. И какими бы яркими и стройными ни были зарубежные кинозвезды и топ-модели, большинство русских мужчин (73%) уверены, что в мире нет никого красивее россиянок. И спорить с ними, пожалуй, нет смысла: недаром в последние годы на конкурсах красоты частенько побеждают девушки из Белоруссии, России, Украины…
Во-вторых, русским женщинам присущ особый шарм. Бросается в глаза их «восточная» яркость, психологическая гибкость, неистребимое желание нравиться, быть женственной и радовать чужой глаз. По сравнению с ними европейские и североамериканские девушки слишком мало внимания уделяют внешнему облику, макияжу, одежде, предпочитая наряды в стиле унисекс: майки, джинсы, кроссовки, не замученные рьяным уходом волосы и т.д. «Наши» же даже для похода в магазин натягивают мини-юбки и встают на высокие каблуки, приводя в смятение окружающих. Меня, к примеру, до слез насмешила реакция одной моей американской стажерки. Пожив в Москве пару недель и обретя свой круг друзей, она решила стать похожей на русских девушек, привлекательных в своей яркости. Собираясь на очередную «тусовку», она очень постаралась: собрала длинные волосы в «хвост», принарядилась в открытое платьице, влезла в обувь на высоком каблуке. Потом с ужасом рассказывала, что эту «пытку» она выдержала только пару часов, и по ночной Москве возвращалась уже босиком. «Не понимаю, как они выдерживают все это: по такой жаре, увешанная сумками и детьми – и на таких каблучищах? Больно ведь!» – искренняя девушка с трудом могла передать свое недоумение.
Ее удивление станет понятным, если представить себе жизнь обычной американки. В этой стране феминистское движение 60-х годов сделало свое «черное» дело: женщины добились равноправия, но при этом многое потеряли. Многие махнули на себя рукой, не пытаются подчеркнуть свою привлекательность, утратили навыки кокетства, на корню пресекают попытки галантного поведения мужчин, расценивая их как сексуальные домогательства – и проч. Раз не нужно нравиться, то к чему ухаживать за собой, тратя на это силы, время и деньги? Нет смысла! Но разве нет здесь лукавства или просто подмены смысла? Как можно ставить крест на гендерных (основанных на половом различии) стереотипах поведения, присущих человеку от природы? Уже доказано, что бесполая культура под фарисейским лозунгом равенства неизменно приводит к психологической и даже гормональной деформации человека, что сказывается и на его внешности. Вот почему часто «продвинутые» дамы грубеют, теряют форму и женственность, а мужчины, наоборот, становятся все более женственными (по манере одеваться, по поведению, психологически). У нас на глазах вырастает новая порода ухоженных и изнеженных мужчин – «метросексуалов», которые чаще думают «о красе ногтей» и идеальных бровях, чем дамы. По мнению психологов, в этой новой мужской породе работает закон психологии – «обращение в противоположность». Отсюда двойные стандарты, смена социальных ролей. Вот почему, наслушавшись штампов об акварельной красоте англичанок, элегантной рафинированности француженок или огневой яркости испанок, русские мужчины, из «дальних странствий возвратясь», оказываются в полном разочаровании от западных «красоток», окончательно уверовав, что «самые красивые женщины – наши!».
И это мы касаемся только внешнего вида женщины, так сказать «экстерьера» – ценности преходящей и мимолетной. А ведь для брака есть кое-что и поважнее, а именно: русские женщины не просто красивы, но в среднем имеют более высокое, чем на Западе, образование и культурный уровень. Среди городских россиянок 55% имеют дипломы о высшем образовании, их абсолютное большинство работников в системе просвещения, медицине и высшей школе. Зайдите в любое «культурное» место в России, будь то кино, театр, музей, консерватория, лекционный зал: всюду вокруг вас будет толпа женщин, и лишь изредка там-сям, как экзотизм, мелькнет гордый мужской профиль. Со времен СССР (когда образование было общедоступным и бесплатным) россиянки не утратили «культурный аппетит», много читают, у них считается неприличным не быть в курсе новинок литературы, театра и других видов искусства, они часто имеют музыкальное образование и хорошо поют, быстро обучаются всему новому, в том числе и языкам. Конечно, в них маловато восточной неги (лени), зато у них хороший вкус и живой ум. С ними интересно общаться, они активны и динамичны.
И, наконец, о главном качестве русских женщин. Кто же не знает, что выбирать себе жену только по внешнему виду – занятие неблагодарное и неразумное. Есть же вещи и поважнее: уживчивость характера, бытовые привычки, разнообразие интересов, семейные традиции, наконец... Бесспорно, что для счастливого брака самое главное – это взаимопонимание, ибо без него не помогут ни прелестные глазки-ножки, ни занимательные разговоры. А на чем строится взаимопонимание, как не на общих интересах, совпадении характеров, моральных ориентирах и ценностях, полученных воспитанием. То есть главное условие семейного счастья в интернациональных парах – не национальность, а ментальность! И вера в справедливость поговорки «В чужой монастырь со своим уставом не ходи!». Так вот: яркая черта характера русских женщин (идет от качества русского архетипа) – их развитая интуиция, умение и способность к сочувствию, готовность помочь, вместе переживать трудности. Европейским и американским мужчинам, задавленным торжествующим феминизмом соотечественниц, не может не импонировать добровольное согласие русских жен на «вторые роли», их умение переносить тяготы повседневной жизни, скромные бытовые привычки, отсутствие претенциозности – если, конечно, они, жены, получили «правильное» воспитание. Привлекают иностранцев и такие черты русских женщин, как доброта, трудолюбие, отзывчивость. Словом, образ русской женщины близок к идеалу западного мужчины, который устал от гипертрофированной независимости соотечественниц, не желающих поступаться своей свободой и часто ориентированных на чисто партнерские отношения. А вот русские жены до сих пор ценят семейные традиции, благополучие и гармонию в семье. Карьера и все остальное тоже важны для них, но только в той мере, в какой это необходимо для сохранения семейного очага.
А откуда в русских женщинах такие своеобразные качества? Здесь, наверное, стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что изначально социальные роли мужа и жены в русской традиции несколько иные, чем в западной семье. Можно коротко обозначить это своеобразие как приверженность русских к более патриархальному типу устройства семьи. И тому есть исторические причины. Начиная с XVI века в России организацию семейных отношений определял «Домострой» – свод житейских правил и наставлений, который защищал абсолютную власть главы семьи, мужчины. Сейчас слово «домострой» употребляется русскими в ироническом ключе – по отношению к такому семейству, где властный муж диктует свой порядок жизни. В своей крайней форме такие порядки уходят в прошлое, хотя и не стерлись полностью. По этому проводу можно сколько угодно иронизировать, однако даже самый «продвинутый» человек либеральных взглядов не может не понимать, что господство идеологии «Домостроя» в течение нескольких веков не могло само по себе исчезнуть бесследно, не оставить каких-то следов в бытовых привычках людей, в семейных традициях, в манере поведения главы семьи и его домашних. Поэтому стоит ли удивляться такого рода «русским» домашним сценкам, когда муж и жена, вечером вернувшись с работы, как-то по-разному проводят свой досуг. Муж «расслабляется» перед телевизором или в компании друзей, а жена начинает «вторую смену»: убрать, постирать, погладить, почистить, помыть посуду, проверить, как ребенок выполнил школьное задание, заполнить холодильник, приготовить еду на завтрашний день и еще многое другое... По русской пословице «Хозяйка в дому – что пчелка в саду» жена должна постоянно трудиться «как пчелка», неустанно заботясь о каждом члене семьи. Ведь она – мать, и этим все сказано… Не случайно еще с языческих времен главная героиня русских народных сказок – Василиса Премудрая, по требованию мужа справляющаяся с самыми трудными задачами: то ковер соткет несказанной красоты, то озеро устроит и по нему лебедей пустит, то царский дворец возведет, а перед ним – хрустальный мост… Причем делает все это она исключительно в ночное время, пока муж «отдыхает». Наутро муж будет держать ответ перед царем за проделанную работу. А о самой Василисе и речи не пойдет: она ведь «премудрая», то есть очень умная. Ее тонкий ум помогает выполнять сложнейшую работу (необязательно домашнюю) и одновременно с достоинством оставаться в тени мужа. Сказки учат, что так достигается мир в семье.
И такая модель женского поведения, как составная часть русского архетипа, вошла в русские гены и считалась моделью для создания крепкой семьи на протяжении веков. Какие бы ураганы ни проносились в жизни, такой алгоритм поведения живет в русском женском подсознании. До сих пор на слуху еще одна русская народная пословица: «Мало мира в том доме, где курица поет, а петух молчит». И «правильно воспитанная» жена – та, что не забыла старинных русских традиций, не поддается новым модным веяниям. В этом можно убедиться, посмотрев по телевидению популярные ток-шоу, где обсуждаются типичные семейные проблемы. Так, недавно в одной из передач обсуждалась совершенно новая для России модель семьи, где жена-бизнесмен работает по 16 часов в сутки, зарабатывает большие деньги и содержит мужа-студента. А тот учится и параллельно исполняет «женские» обязанности по дому: готовит еду, стирает, занимается уборкой, ходит в магазин и т.д. Все выступающие в ток-шоу единодушны во мнении, что это – «американский тип» семьи, и в будущем муж должен, разумеется, окончить университет и получить хорошую профессию, найти работу. Но, посчитали все единогласно, если эта семьи действительно хочет сохраниться, быть гармоничной и развиваться дальше, то ее членам все-таки необходимо поменяться социальными ролями. О том же, что эти роли можно каким-то образом поделить или уравнять, даже и речи не шло. Вот вам образчик «русской семейной логики». Наверное, немало лет должно пройти, чтобы она кардинально поменялась.
Сделаем вывод из этих наблюдений: в рамках семейных отношений в русской семье сохраняется устойчивая модель: муж, согласно поговорке «Дом стоит хозяином», должен содержать семью, заботиться о ее достатке, быть защитником, покровителем, кормильцем, помощником в тяжелом физическом труде. А жена должна заниматься здоровьем и воспитанием детей (если они есть), хранить и беречь семейное тепло, всеми способами создавать атмосферу уюта и любви, быть утешительницей мужа в любой трудной ситуации. Веками русские женщины несли свой бескорыстный семейный дар в виде неустанной заботы, участия, любовного внимания к членам своей семьи.