Особенности организации обучения детей, постоянно проживающих в Норвегии, в основной школе при Посольстве России
Многие постоянно проживающие в Норвегии семьи, в которых хотя бы для одного из родителей русский язык является родным, испытывают потребность в квалифицированном обучении детей в соответствии с российскими образовательными традициями. Очевидно, что содержание образования в норвежской и российской средних школах имеет существенные различия, а стремление обучать ребёнка на родном языке является естественным. Не удивительно, что школа при Посольстве России с каждым годом получает всё больше запросов от таких семей. Созданная для обучения детей работников Посольства, школа сейчас работает и с другими категориями учащихся. Эта тенденция характерна для многих образовательных учреждений МИД России, и их стремление быть центрами изучения русского языка и культуры в странах пребывания неслучайно.
В 2006 году школа при Посольстве прошла процедуры аттестации, аккредитации и лицензирования. Право на ведение образовательной деятельности подкреплено соответствующими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Есть, однако, по крайней мере, две проблемы, которые препятствуют поступлению в посольскую школу детей из семей соотечественников. Во-первых, проживающие в Норвегии дети, как правило, посещают местные образовательные учреждения. Во-вторых, не все, кого интересует российское образование, проживают в Осло и его пригородах, и удалённость от школы не позволяет детям обучаться в ней. Попробуем подсказать, как можно хотя бы частично решить эти проблемы.
Закон Российской Федерации «Об образовании» допускает существование различных форм обучения, включая их сочетание. Это позволяет нам предлагать родителям гибкие решения. Речь идёт не только об экстернате в чистом виде. Экстернат предполагает самостоятельное изучение учеником программ общего образования с последующей аттестацией в школе. Эта форма подходит для тех семей, которые хотели бы в школе, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, получить подтверждение соответствия знаний ребёнка требованиям образовательных стандартов. В случае допуска до итоговой аттестации и успешной сдачи экзаменов экстерн может рассчитывать на получение аттестата. Надо признать, что не каждая семья может самостоятельно обеспечить овладение знаниями детьми. В любом деле нужны профессиональные навыки, и обучение ребёнка – дело учителя. Такое положение подталкивает нас к поиску решений, которые, с одной стороны, позволили бы учащемуся сохранить возможность очно посещать норвежскую школу, а с другой, – рассчитывать на наш профессионализм не только ради промежуточной или итоговой аттестации, но и в плане организации обучения. Выход - сочетание очной и заочной форм обучения, предполагающее гибкий подход и к режиму занятий, и к способам общения учителя и ученика, и к процедуре проверки знаний. Перечислю те принципы, на которых формируется деятельность школы на этом направлении.
1. Организация различных форм обучения не должна осуществляться в ущерб очному обучению. Школе нужно опираться на опыт работы в традиционной форме, необходимой для развития образовательного процесса, поддержания на должном уровне квалификации учителей. Каждый родитель должен быть уверен в том, что при наличии желания можно отдать ребёнка в тот класс, обучение в котором по полной программе происходит в первую смену.
2. Для учащихся любых форм обучения в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный стандарт. Другими словами, как бы ни происходило обучение, в конце учебного года ученик должен выйти на уровень знаний, позволяющий считать программу пройденной.
3. По просьбе родителей школа организует в вечернее время учебные занятия для тех детей, которые в первую смену посещают норвежские школы. Цель этих занятий - не только в непосредственной работе с детьми, но и в консультировании родителей по вопросам организации дополнительной учебной работы дома. Количество подобных занятий, выбор предметов, расписание и режим работы определяются в начале учебного года, исходя из запросов родителей и возможностей школы.
4. Если родители обращаются в школу за образовательными услугами, то они вправе рассчитывать на то, что там будет грамотно организовано делопроизводство, документально подтверждающее уровень образования. Ребёнок на основе приказа вносится в списочный состав школы. В течение всего времени обучения ведётся личное дело учащегося, содержащее заявление родителей, копию свидетельства о рождении, отметки о прохождении программ и переводе ученика, а также документы из норвежских школ для посещающих их учащихся. Результаты промежуточной аттестации записываются в классные журналы.
5. При зачислении в класс выше первого тех учеников, которые не имеют личного дела, проводится их диагностическая аттестация по основным предметам. Для зачисления необходим положительный результат.
6. Возраст ребёнка не является решающим фактором для принятия решения о классе обучения.
7. Перевод в очередной класс производится по решению педагогического совета школы. Для этого необходимо, чтобы учащийся был аттестован по всем предметам учебного плана школы за соответствующий класс. От промежуточной аттестации по отдельным предметам могут быть освобождены дети, обучающиеся очно в норвежских образовательных учреждениях. Это возможно в тех случаях, когда педагогами школы было установлено, что учебные программы по этим предметам соответствуют государственным образовательным стандартам общего образования в России.
8. Ученики различных форм обучения имеют право:
• пользоваться учебными кабинетами и спортивным залом;
• на время обучения получать учебную литературу из библиотечного фонда школы при наличии такой возможности;
• принимать участие во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.
9. Школа предоставляет детям российских граждан, направленных на работу в Норвегию государственными учреждениями России, а также предприятиями и организациями, участвующими в формировании госбюджета, возможность бесплатного образования. Обучение детей граждан других категорий осуществляется на платной основе по прямым договорам, заключаемым школой с родителями. Размер и порядок оплаты устанавливаются в соответствии с Положением о частичной компенсации расходов на содержание обучающихся.
Теперь о второй проблеме – удалённости от школы. Откровенно говоря, решение, которое мы собираемся предложить, пока не подкреплено практическим опытом. Этот опыт предстоит приобретать сообща на основе современного метода обучения – дистанционного, через Интернет. Безусловны следующие требования к организации дистанционного обучения.
1. Школе необходимо получить заявление родителей на имя директора с просьбой о зачислении, копию свидетельства о рождении ребёнка, документы, подтверждающие уровень его образования.
2. Аттестация в конце учебного года за соответствующий класс обучения должна проходить в школе. По её итогам будет приниматься решение педагогического совета о переводе ученика в очередной класс.
3. Дистанционное обучение будет вестись путём общения по электронной почте учителя и ученика. Вначале следует обговорить содержание направляемых материалов и частоту общения. Полагаем, что школа может отправлять:
• тексты школьных документов: Устава, локальных актов, правил, приказов;
• рекомендации по планированию прохождения учебных программ;
• тестовые и контрольные задания;
• ответы на получаемые вопросы;
• советы по использованию образовательных сайтов Интернета.
Ученик должен регулярно отправлять решение контрольных заданий.
4. Итоговая аттестация учащихся 9 класса, обучавшихся дистанционно, должна проходить в полном соответствии с действующими правилами и в сроки, предписанные Положением об итоговой аттестации. В случае успешной сдачи экзаменов эти ученики также получают аттестаты об основном общем образовании.
Приглашаем к диалогу с посольской школой соотечественников, которые в этом заинтересованы. Хотим заверить, что ни одно обращение не останется без ответа.
Адрес школы:
Oscars gate, 16, Oslo, 0352
Телефон: 22602424
Адрес электронной почты:
rus.skole.norge@inbox.ru
Директор основной школы при Посольстве России в Норвегии Маслов А.В.
|