«Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля.
В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры.
Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков»
Н.А.Бердяев
Предисловие
По отношению к русским все европейцы сконструировали достаточно двойственную мифологию, состоящую, с одной стороны, из историй о русских князьях, борзых, икре-водке, русской рулетке, неизмеримо широкой русской душе, меланхолии и безудержной отваге, сердечной тоске и удале, с другой стороны, из ГУЛАГа, жуткого мороза, лени, полной безответственности, рабства и воровства. Это мифы, которые наталкиваясь на русскую ментальность, разбиваются уже при более близком знакомстве с русскими. И наше «Русская ментальность» и есть то уникальное понятие, в котором отражаются в широком смысле «русские просторы» и тогда становиться понятным высказывание: «В Европе есть только одна страна, где можно понять по-настоящему, что такое пространство, - это Россия».
1. В беседе с русскими старайтесь показать себя с человеческой стороны - свои чувства, надежды, устремления и привязанности. Их интересуют не столько ваши коммерческие, сколько личные цели. Чтобы получить кредит доверия, с русскими надо научиться говорить «по душам».
2. Для решения любой проблемы в России (от личной до деловой) надо уметь строить личные отношения с самыми разными людьми и самыми разнообразными способами: проявлять к ним внимание, не забывать поздравлять с днем рождения и неофициальными праздниками, быть галантным с дамами, преподносить презенты по случаю, пить вместе с нерабочее время, посещать сауну, ходить в компании на охоту или рыбалку и т.п.
3. Строя личные отношения с русскими партнерами и коллегами, не забывайте о привлекательных качествах русского архетипа: сострадании, сочувствии к физической или душевной боли другого человека, деятельной помощи тому, кто попал в беду. Не скрывайте столь тщательно своих проблем, как это вы привыкли делать у себя на родине.
4. Традиции русского гостеприимства и доброжелательности по отношению к гостю помогут создать атмосферу внимания и психологического комфорта для вас.
5. Традиционные качества русского архетипа влияют и на его привлекательные качества и на его «пороки». Чисто деловые качества русских можно оценить как очень скромные. Но вместе с тем для них характерна открытость, доброта и искренность, дух товарищества и взаимопомощи, гостеприимство и эмоциональность, увлеченность любимым делом и артистизм, неумеренная фантазия, способность найти выход из любой ситуации — все это вместе сгладить неприятные стороны их характера.
Деловое сотрудничество ... по-русски
1. Русский архетип можно определить как уравновешенно-деятельный. Ему чуждо муравьиное трудолюбие и линейная направленность жизни к одной цели. Но не менее чуждо и пассивное, созерцательное отношение к жизни. Он согласен на интересную работу, но не будет особенно «надрываться» на ней, если его это не захватывает эмоционально.
2. «Экономические» понятия россиян неотделимы от социальных. Успех фирмы оценивается не как результат гениальности его руководителя, а как результат общих трудовых усилий.
3. Особенности климата повлияли на манеру русских работать как бы «квантами», рывками, интенсивный, лихорадочный, но недлительный труд должен смениться паузой для релаксации. Равномерный и неторопливый труд им скучен. Не пытайтесь их переучить и поминутно контролировать, это будет напрасная трата времени и усилий. Скорее они вас переучат.
4. У русских другие праздники. Учитывая своеобразие «каникулярных волн» в России (зимней и весенней), которые могут длиться по 2—3 недели, постарайтесь не планировать свою деловую активность в периоды с середины декабря до середины января, и с середины апреля до середины мая.
5. Помните, что во время деловых переговоров русские не так сильно заинтересованы в деньгах, как вы, поэтому легче, чем вы, готовы отказаться от сделки и от делового сотрудничества вообще.
6. Русские своеобразно воспринимают идею «времени», избегают строить долгосрочные твердые планы и прогнозы на будущее, потому что не слишком уверены в нем. Учитывая это отношение русских ко времени и к реальности, не стоит впадать в панику, если сорвана деловая встреча, не выполнены планы поставок или другое задание. Это будет не обязательно результат их лени, неаккуратности, отказ от сотрудничества, а скорее — результат изменившихся обстоятельств, на которые они отреагировали быстрее, чем вы.
7. Учтите, что русские с трудом принимают французский стиль делового общения: формализм, сухую корректность, объемистые досье, жесткое следование логике. Не забывайте, что у русских деловых людей стереотипы делового общения еще не выработаны, они только устанавливаются. Не давите на них своим формализмом, иначе это может привести их в состояние раздражения.
8. Обратите внимание, что во время деловых переговоров в группе русских специалистов всегда есть кто-то «главный», от которого зависит окончательное решение. Если он отсутствует в данный момент, то не стоит настаивать на принятии конкретных решений, поскольку они должны с ним «посоветоваться».
9. Русские больше ориентированы на людей, чем на дело и прибыль. Постарайтесь им понравиться, вызвать их симпатии и доверие своими человеческими качествами.
10. Русские — энтузиасты. Они способны «гореть на работе», не замечая времени. Но им обязательно нужна цель, интерес, и вовсе не обязательно — только финансовый. Постарайтесь увлечь их перспективой дела.
11. Установка русского архетипа «быть как все» на уровне личности проявляется как желание быть в согласии со всеми окружающими, как солидарность с коллективом и привычка терпеть лишения, как стремление к конформизму: для них «Худой мир лучше доброй ссоры». Это создает комфортные психологические условия для работодателя. Русские редко идут на трудовой конфликт, им легче потерпеть, но сохранить «атмосферу» коллектива, чем «портить» отношения с коллегами и начальством.
12. С другой стороны, не стоит забывать о склонности русских к конформизму, об их коллективной сплоченности и традициях круговой поруки, если им это выгодно.
13. На рабочем месте постарайтесь строить с русскими неформальные отношения. Помните, что европейский человек на работе — только работает, а русский на работе — живет: т.е. он трудится, но плюс к тому связан с сотрудниками сложной сетью личных взаимоотношений, иногда самых горячих (и дружеских, и враждебных). Он всегда лучше вас ориентируется в этой сети отношений и поэтому может служить вам в качестве «компаса». Не пренебрегайте его советами, доверьтесь ему. А еще лучше — доверьте ему дело, но под вашим контролем. Никто лучше русского в России не найдет выхода из любой сложившейся ситуации.
14. Стоит позаботиться о рабочем месте (бюро, кабинет), где работает коллектив русских. Помните, что русские ценят не столько сам комфорт, сколько идею уюта, тепла и защищенности. Для них очень важно иметь такое место, где они могут собираться «пить чай» и вести разговоры. Для русских совершенно не приемлемы американские традиции работать за стеклянными перегородками или даже без них в одном общем зале, или в бюро с открытыми дверями. Такая манера тотального контроля кажется им унизительной. Это понятно, если учесть их специфический опыт жизни в тоталитарном государстве.
15. Не забывайте, что русские часто более импульсивны, вспыльчивы и обидчивы, чем западные люди. Вы можете основывать свое решение на фактах, которые для вас нейтральны, но у них они могут вызвать сильные эмоции и действия, причем не только вербальные. Старайтесь всегда быть предупредительными, тактичными и справедливыми Уязвленное самолюбие в сочетании с внутренней свободой могут толкнуть их на действия, для вас неожиданные.
16. Не ждите, что русские легко согласятся давать вам конфиденциальную информацию друг на друга, как это случается в западных офисах. Длительный опыт тотальной слежки и доносительства воспитали в них сильную неприязнь к действиям такого рода. Слова «стукач», «стукачество» — почти бранные, носители этих качеств вызывают в коллективе презрение и, в конце концов, становятся изгоями.
17. Русские ориентированы на диалог, поэтому среди прочих возможных источников информации они пользуются и устной информацией, которая дает им более «широкий контекст».
18. Не бойтесь показывать свое недоверие к корыстной и ленивой бюрократии и чиновникам. Русские вас поддержат в этом. Они больше вашего не любят жестких инструкций, мало доверяют государственным структурам, чиновникам и администраторам, милиции, существующим законам.
19. Коллективистская установка в сознании русских «быть как все» порождает корпоративную зависть и принцип уравнительной справедливости. Это всегда надо иметь в виду, они действуют в основном коллективно, поэтому выделяя кого-нибудь из общего коллектива, подумайте о последствиях такого акта. Зависть к чужому успеху — тоже черта русского характера.
20. Русские по своей ментальности более консервативны и «тяжелы на подъем» по сравнению с европейцами и особенно американцами. Для них трудно поменять место работы, место жительства, и уж тем более переехать в другой город или регион страны. Новые идеи им лучше представлять не спеша, особенно без нажима поначалу. Не требуйте от них сразу быстрых и решительных действий.
21. Как это ни печально, но стоит считаться с тем, что у русских не вполне развито правосознание (а в последние годы оно даже притуплено), что у них своеобразное отношение к собственности (неразличение своего и чужого). В процессе сотрудничества их действия нужно постоянно контролировать — на каждом этапе, от начала до конца, проверяя каждую мелочь.
22. В России важнее не правила и инструкции поведения, а «добрые» доверительные отношения с «хорошим» («своим») человеком. Строя деловые отношения с русскими, не полагайтесь на законодательство страны, на органы контроля и т.п. Здесь можно полагаться только на свои личные отношения с людьми. Хотя и их стоит держать под контролем.
23. Помня, что в любых отношениях с русскими для них очень важны моральные понятия, не забывайте и о том, что такая мораль имеет конвенциональный характер, т.е. она основана на негласном соотношении между партнерами по принципу: «Ты— мне, я — тебе». Чтобы не потерять доверия партнера, следуйте этому принципу неукоснительно, выражая свою благодарность различными способами.
Послесловие
«Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!»
Алексей Толстой
Вот такие мы - русские!